Рамазан Абдулатипов: «Дагестан готов к активному и эффективному развитию»

Пятница, 30 Май 2014 23:38

Итоги социально-экономического развития республики за прошлый год обсудили на расширенном заседании Правительства Дагестана под руководством Главы РД Рамазана Абдулатипова.

 

В работе заседания приняли участие Председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов, Председатель Правительства РД Абдусамад Гамидов, Руководитель Администрации Главы и Правительства РД Рамазан Алиев, Секретарь Совета безопасности РД Магомед Баачилов, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО по РД Василий Колесников, вице-премьеры Правительства республики,  депутаты Народного Собрания, уполномоченные представители Главы Дагестана в территориальных округах, главы муниципальных образований и другие официальные лица.

 

Предваряя обсуждение, Рамазан Абдулатипов отметил: «Когда наша команда начинала работать в республике, для нас было очень важно определить состояние дагестанской экономики, общественного сознания, культуры, в целом общественных процессов, которые здесь происходили. В  республике, которая всегда имела огромный потенциал, фактически оказались деформированы источники развития. Деформироваными и неэффективными оказались и институты развития, в том числе органы управления».

 

Глава Дагестана сообщил, что по результатам первого года работы он сделал вывод: Дагестан - живой, экономика республики поддается развитию, дагестанский «организм» в целом очень остро реагирует на управленческий, законотворческий и другие механизмы воздействия на экономику, культуру, общественное сознание.

 

«Дагестан, как ни один другой регион страны, готов к активному и эффективному развитию.  Эти выводы мы делаем, прежде всего, исходя из реакции самих людей, из рейтинга ожидания дагестанцев, которым надоело жить в условиях неопределённости. Республике, да и чиновникам надоела ситуация, когда люди четко не знают, на кого ориентироваться. В целом власть была несбалансированной», - подчеркнул Р. Абдулатипов.

 

В таких условиях, продолжил Глава Дагестана, развивать экономику, культуру, сознание и  нравственность людей крайне тяжело, а потому следовало провести фундаментальный анализ состояния экономики. Было решено отрабатывать программы на один год и на последующие три года.

 

«К концу первого года работы удалось обеспечить управляемость власти, укрепить государственную власть в республике, заставить многих впервые повернуться от политики к экономике и культуре. В результате принятых мер, а 50% из них еще не реализованы, мы впервые по рейтингу эффективности управления вошли в первую двадцатку среди субъектов РФ.

 

Еще один важный итог прошлого года – это 17-е место по инвестиционной привлекательности, хотя считаю, что нам еще далеко до инвестиционной привлекательности. Но и этот результат обусловлен тем, что мы как власть стараемся выполнять свои обязательства перед инвесторами. Если человек реализует в республике инвестиционный проект, мы должны обеспечить инженерную инфраструктуру. Это обязательство мы выполняем, для этого в бюджете выделены средства. Подчеркну еще раз, инвестиционная привлекательность - очень важный показатель развития республики.

 

По уровню модернизации системы здравоохранения мы заняли 6-е место в стране, хотя нам предстоит еще много работать над уровнем обслуживания в поликлиниках,  больницах.  Уровень модернизации означает, что созданы хорошие условия для оказания медицинских  услуг.

 

Самый главный и ответственный показатель, который трудно будет удержать на хорошем уровне, - это уровень доверия населения к органам власти. Занятое по этому показателю третье место в Российской Федерации обязывает нас ко многому. Подчеркиваю, это не уровень нашей работы, а уровень ожидания людей.  Мы должны бывать на местах, работать с людьми. Надо доходить до сознания людей, формировать своих сторонников», - отметил Глава Дагестана.

 

Как подчеркнул Рамазан Абдулатипов, Правительству республики нужно сделать серьезный прогноз; анализ социально-экономической ситуации должен привести к обеспечению более эффективной модели развития экономики Дагестана. Также необходимо реализовывать перспективные программы развития республики, которые, по оценке Главы Дагестана, еще не дошли до многих муниципалитетов. При этом было отмечено, что базовое значение имеет столица и модель ее работы.

Одной из главных проблем в республике, напомнил Р. Абдулатипов, является преобразование общественного сознания, развитие культуры и образования. «Мы должны восстановить систему образования, это дело каждого – родителей, близких родственников детей. Максимальное внимание должно быть уделено вопросам культуры. Необходимо усиленно заниматься  гражданским, патриотическим воспитанием подрастающего поколения».

 

Выступивший с докладом о социально-экономическом развития республики в 2013 году Председатель Правительства РД Абдусамад Гамидов сообщил, что за отчетный период проделана значительная работа, достигнуты    хорошие показатели почти по всем направлениям. В частности, индекс    выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности вырос  на   12%,  что  выше  значения предыдущего года на 5,6 процентных пункта. Объем валового регионального продукта увеличился на 10,9%, составив 427 млрд. рублей. По предварительным данным, по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведенной Минрегионом России, Дагестан занимает 34 место в стране. По итогам 2012 года республика находилась на 56 месте, то есть, за один год удалось подняться на 22 пункта.

 

Ниже приводится содержание доклада Председателя Правительства РД.

 

«Сложившиеся высокие темпы роста основных социально-экономических показателей связаны с курсом на ускоренное развитие республики, а также с реализацией «майских указов» Президента Российской Федерации, мероприятий Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и соответствующей Стратегии развития Республики Дагестан на тот же период.

 

Без преувеличения можно сказать, что позитивные достижения в экономическом и социальном развитии республики являются результатом принятия важных решений по институциональному обновлению и внедрению новых инструментов управления в форме десяти приоритетных программ развития Республики Дагестан, охватывающих все отрасли экономики и сферы жизнедеятельности, которые показали свою эффективность. Это новый подход, как в стратегическом планировании, так и в государственном управлении. Указанные приоритетные программы также адаптированы к муниципальным образованиям, соответствующая работа по их реализации проводится во всех городах и районах республики.

 

В целях динамичного инновационного развития и привлечения инвестиций в экономику образован Стратегический Совет при Главе Республики Дагестан под председательством Германа Оскаровича Грефа - председателя правления Сбербанка России. В рамках Петербургского международного экономического форума с участием Минэкономразвития России, Сбербанка, Внешэкономбанка, инвестиционной    группы  «Нафта-Москва», Группы  «Сумма»  подписан  Меморандум  об   опережающем экономическом развитии Дагестана. В прошлом году для обеспечения эффективного взаимодействия органов власти республики при реализации инвестиционных проектов и формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций принято решение о создании крупнейшей в СКФО Корпорации развития Дагестана.

 

В рамках Указа Главы Республики Дагестан «Об ускоренном социально-экономическом развитии Республики Дагестан в 2013 и 2014 годах» заключены соглашения между Правительством республики и муниципальными районами и городскими округами о достижении показателей ускоренного социально-экономического развития на 2013 год, а также на 2014-2016 годы.

 

В настоящее время утвержден перечень показателей и разработана система   оценки эффективности деятельности руководителей министерств, ведомств,  заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан.

 

Мониторинг   реализации   Указа   об    ускоренном    развитии республики за прошлый год показал, что основные запланированные значения целевых показателей выполнены.

 

Важнейшей задачей, стоящей перед Правительством республики, является увеличение налогооблагаемой базы. В этих целях проведена значительная работа в рамках реализации приоритетного проекта развития «Обеление» экономики» по расширению налогооблагаемой базы, увеличению доходов    консолидированного бюджета и легализации «теневой» экономики. В работе по увеличению доходов бюджета задействованы все уровни власти. Для этого заключены соглашения между органами исполнительной власти и местного самоуправления республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти о взаимодействии и обмене информацией по повышению налоговой базы, что уже дало свой результат.

 

В результате выявлен 3441 субъект предпринимательства, осуществляющий свою  деятельность без регистрации, из которых поставлено на учет 1659 единиц. Также поставлены на учет 22947 плательщиков земельного налога, налога на имущество физических лиц - 8478 человек. Дополнительно внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о 46557 земельных участках, что почти в 2 раза больше, чем в 2012 году (25860 ед.).

 

Установленные задания по сбору налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет исполнены в полном объеме (100,4%), хотя в отдельных муниципальных образованиях не обеспечено исполнение установленных заданий по налоговым и неналоговым доходам. Это Каякентский район (90,6%), города Дербент (90,6%), Дагестанские Огни (91,2%), Махачкала (92%), Кизляр (93%).

 

Соотношение поступивших налогов и сборов к общему объему ВРП республики ниже среднероссийского и составило 6 %, что свидетельствует о незадействованных резервах наращивания налогового потенциала, в   основном,   в   сфере   производства   и реализации алкогольной продукции, ГСМ, строительстве, малом и среднем предпринимательстве.

 

Перед нами стоит задача кардинально изменить подходы в работе по выводу из тени таких отраслей экономики, как оборот алкогольной продукции, нефтепродуктов, строительство и торговля. Необходимо наращивать уже достигнутые результаты.

 

Полагаю необходимым остановиться на отдельных проблемах консолидированного бюджета Республики Дагестан. В 2013 году исполнение консолидированного бюджета Республики Дагестан обеспечено. Доходы составили 86,0 млрд рублей с ростом к 2012 году 107,5 % . Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 25,8 млрд рублей, в общих доходах занимают 30 процентов. Рост к 2012 году на 116 % обеспечен за счет реализации плановых мероприятий, в том числе и в рамках приоритетных проектов развития Республики Дагестан.

 

В отчетном году планируемые расходные обязательства выполнены, в том числе за счет сокращения бюджетных расходов и привлечения кредитных средств.

 

Недостаточность доходов и необходимость выполнения бюджетных обязательств вынуждает республику увеличивать долговые обязательства (государственный долг на 1 января 2014 года составил 13,7 млрд рублей).

 

В первоочередном порядке финансово обеспечивались социально-гарантированные расходы (заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, пособия, льготы, стипендии, субсидии и субвенции).

 

Отраслевая структура расходов остается социально ориентированной. На содержание социально-культурной сферы консолидированного бюджета приходится 70 % общих расходов бюджета.

 

Осуществлялись государственная поддержка отраслей экономики, в том числе агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства, субсидирование части процентной ставки по привлеченным на инвестиционные проекты кредитам; предоставлены государственные гарантии (1,9 млрд рублей), что позволило привлечь в реальный сектор экономики республики 2,5 млрд рублей.

 

В полном объеме профинансированы республиканская инвестиционная программа (10,6 млрд рублей), объекты дорожного хозяйства (4,4 млрд рублей), расходы по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодых семей и граждан, проживающих в сельской местности и т.д.

 

Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям составил 36,9 млрд. рублей. При этом уровень бюджетной обеспеченности Республики Дагестан и бюджетные расходы на душу населения остаются самыми низкими среди субъектов Российской Федерации.

 

В   2013   году  Правительством   предпринимались   меры   по развитию  промышленности.  Хочу  отметить,  что промышленная политика должна быть направлена на возрождение промышленного потенциала, интеграции   индустриального   парка   республики с ведущими флагманами отрасли в стране.

 

Рост в промышленности  (137,5%) сложился выше среднего значения в целом по РФ (100,4%) и СКФО (107,4%). По индексу промышленного производства республика занимает первую позицию среди субъектов СКФО. Рост обеспечен, в основном, увеличением объемов производства машин и оборудования и   выполнением    заводом   «Дагдизель» государственного   оборонного  заказа  в  объеме 1,9 млрд. рублей. Общая сумма оборонного заказа составила 2,4 млрд.рублей.

 

Кроме того, для достижения запланированного показателя на текущий год необходимо, во-первых, сохранить и увеличить объем государственного оборонного заказа, во-вторых, оказывать содействие в предоставлении государственных и муниципальных заказов, а также максимально задействовать инвестиционные площадки, к которым  подведена необходимая инженерная инфраструктура, способствовать реализации перспективных инвестиционных проектов, обеспечить увеличение участия промышленных предприятий республики в федеральных целевых программах и государственных программах.

 

 Развитию  промышленности  также  способствовала реализация  приоритетных проектов Республики Дагестан «Новая индустриализация» и «Создание «точек роста». Так, в прошлом году были запущены заводы по производству листового стекла флоат-методом в Кумторкалинском районе, по производству томатной пасты и переработке риса сырца в Кизлярском районе, щебневый - в поселке Талги, асфальтобетонный - в Кумторкалинском районе, завод по производству строительных материалов в городе Махачкале.

 

В текущем году рост промышленного производства продолжается, за четыре месяца индекс составил 124,1%.У казанные темпы необходимо сохранить до конца года.

 

Особое внимание Правительства уделяется развитию электроэнергетики. К сожалению, мы столкнулись с серьезными проблемами, тормозящими развитие отрасли. В первую очередь, в связи с ростом потребления электроэнергии в ближайшее время республика столкнется с проблемой дефицита мощности, которая составит к 2017 году порядка 2 млрд. кВт.часов. В целях покрытия ожидаемого дефицита необходимо совместно с ОАО «РусГидро» проработать вопрос строительства в Дагестане новых гидроэлектростанций.

 

Кроме того, следует завершить мероприятия по строительству Гоцатлинской ГЭС. При остаточной стоимости работ в 1 миллиард 53 миллиона рублей в новой программе «Юг России» предусмотрено всего 330 млн рублей. Без завершения указанных работ ввод в эксплуатацию гидроэлектростанции не может быть обеспечен даже в 2016 году, по графику ввод был запланирован в 2014 году. Учитывая это, нам необходимо активизировать работу с федеральными органами с целью дополнительного выделения средств. В этих условиях особое внимание необходимо уделить развитию альтернативных видов электроэнергии, использованию имеющихся ресурсов солнечной энергетики. В 2013 году в г. Каспийске силами частных инвесторов введена в эксплуатацию 1-я очередь крупнейшей в России солнечной электростанции мощностью 1 мВт. Планируется увеличение мощности до 5 мВт, а также строительство аналогичной электростанции мощностью 5 мВт в Хунзахском районе до конца 2014 года. Необходимо совместно с органами местного самоуправление оказать возможное содействия реализации подобных инициатив.

 

В целях повышения эффективности нефтегазового комплекса республики, привлечения инвестиций в разведку, разработку и добычу нефти и газа Указом Главы республики и постановлением Правительства принято решение о создании ОАО «Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан». Правительству предстоит обеспечить взаимодействие между ООО «Лукойл» и ОАО Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан» в целях увеличения добычи углеводородного сырья на территории республики и на шельфе Каспийского моря.

 

В  целях   развития   научно-технического и   инновационного потенциала на базе промышленных предприятий в прошлом году было сформировано три технопарка. В текущем году Правительством данная работа должна быть продолжена.

 

Более половины населения республики проживает в сельской местности. Исходя из этого, аграрный сектор является приоритетом нашей экономической политики. В 2013 году прирост объемов производства сельхозпродукции составил 6,4%, что в два раза выше уровня предыдущего года, выше общероссийского показателя, хотя мы и не вышли на уровень по СКФО.

 

Больше произвели зерна - в 1,7 раза к 2012 году, винограда - в 2,3 раза,  мяса,  молока, других видов продукции. Большую роль сыграл приоритетный    проект развития РД «Эффективный АПК», позволивший мобилизовать силы и средства, а главное, правильно определить точки роста и выстроить эффективный механизм согласованного взаимодействия органов власти и инвесторов.

 

В качестве важнейшего достижения истекшего года следует назвать формирование кластерной модели развития виноградарства, что позволило  заложить более 1800 га высокотехнологичных садов - в два раза больше, чем в предыдущем году, при существенно меньшей бюджетной поддержке. По посадкам винограда в 2013 году мы обогнали Краснодарский край; на долю Дагестана приходится почти половина посадок винограда в стране.

 

В   прошлом   году   заметное   движение   вперед отмечено и в таких  приоритетных направлениях, как садоводство интенсивного типа, овощеводство защищенного грунта и техническая модернизация АПК. Так, в прошлом году было заложено 76,5 га интенсивных садов, что больше показателей 2011 и 2012 годов, вместе взятых. Настоящий бум отмечается в сфере тепличного овощеводства, в прошлом году введено более десяти гектаров и около 30 га находятся в активной фазе реализации.

 

В этой связи не могу не сказать о том, что реализация взятых на текущий и последующие годы повышенных задач по дальнейшему развитию виноградарства и интенсивного садоводства упираются в слабый уровень развития питомниководства, в силу чего производители вынуждены искать саженцы по всей стране и даже в Европе. Минсельхозпроду республики совместно с учеными-аграриями необходимо организовать работу по созданию собственного питомниководства.

 

Заметный прогресс обеспечен в техническом перевооружении сельского хозяйства: сельхозтехники приобретено на сумму более чем в три раза большую по сравнению с 2012 годом. Тем не менее, мы понимаем, что это только первые шаги, поскольку материально-техническая база АПК заметно подорвана и является одним из самых слабых звеньев во всей цепи проблем отрасли, снижающего конкурентные позиции АПК. Именно поэтому на этот год в республиканском бюджете на агролизинг предусмотрено в два раза больше средств, чем в 2013 году; предпринимаются усилия по расширению взаимодействия с Росагролизингом. Параллельно предусматриваются меры по широкому внедрению в АПК современных технологий и укреплению мелиоративного комплекса.

 

За прошлый год введены в строй и реконструированы десятки животноводческих объектов, в том числе в птицеводстве. Сегодня никто не оспаривает наше лидерство в численности поголовья скота. Однако на  этом   фоне   по   качественным индикаторам  развития животноводства мы все еще в числе догоняющих, поэтому оценку работе должны давать, исходя из улучшения качественных параметров, таких, как, например, надои молока или привесы.

 

Интенсивное развитие ряда отраслей обнажило другие, не менее острые, проблемы: это низкий уровень переработки, слабая логистика рынка и проблемы со сбытом. Для их решения в трех районах были созданы три логистические площадки, разработана программа развития консервной промышленности с соответствующим бюджетным финансированием, реализуется ряд инвестиционных проектов, по которым в первоочередном порядке решаются вопросы господдержки в рамках существующих программ.

 

К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия, ситуация в рыбном хозяйстве республики пока еще изменяется медленно. В настоящее время, с учетом изучения опыта регионов страны, совместно с учеными прорабатывается «дорожная карта» по улучшению ситуации в этой отрасли.

 

Ключевым приоритетом деятельности Правительства выступает проблема повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий. В принятой на Первом Форуме земледельцев Дагестана резолюции четко определены конкретные задачи в этой области, теперь вопрос - в организации должной работы по их выполнению.

 

Говоря об улучшении ситуации в сфере землепользования, да и в целом развития всего АПК, отмечу, что в силу специфики самой отрасли решающая роль принадлежит главам муниципальных образований. Практика показывает, что там, где руководитель лично обеспечивает реализацию решений по развитию отрасли, там и результаты на виду.

 

Возрождение агросектора напрямую зависит от социально-бытовой обустроенности сельских территорий, особенно в горной местности. Поэтому в условиях напряженного исполнения бюджета мы находим возможности расширения участия в федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий».

 

В настоящее время мелкотоварная структура аграрной экономики с подавляющим преобладанием в ней личных подсобных хозяйств диктует необходимость развития сельскохозяйственной кооперации, а также распространение на них мер бюджетной поддержки. Эти меры реализуются Правительством с начала текущего года.

 

Несколько слов по актуальной теме. Работа над реализацией приоритетных проектов показывает, что проблем накопилось немало, и решать их только с акцентом на бюджетные ресурсы было бы необоснованным, это не входит в наши планы. Вопрос ставится о необходимости повышения отдачи и целевого использования каждого бюджетного рубля, что должно стать  нормой  не  только  в  АПК,  но  и  во  всех  сферах  нашей деятельности.

 

Реализация    приоритетного    проекта    «Эффективный   АПК» показала, что потенциал развития этой отрасли в республике огромный, наша задача - его полное  вовлечение за счет мобилизации внутренних возможностей и активизации     инвестиционной деятельности.

 

Объем инвестиций в основной капитал в 2013 году составил 178,3  млрд.  рублей,  что  на 9,3%  больше  2012 года. Показатель на душу населения сложился ниже среднероссийского значения в 1,5 раза и в 1,4 раза выше уровня по СКФО.

 

В целях обеспечения притока дополнительных инвестиционных средств реализуется приоритетный проект «Инвестиции в Дагестан». Завершаются проекты по созданию таможенно-логистического центра «Виадук», строительству завода по производству системных материалов несъемной опалубки и теплоизоляционных плит, комплекса по переработке и хранению нефтепродуктов.

 

Проводилась работа по предоставлению государственных гарантий инвесторам для реализации инвестиционных проектов. В отчетном году Правительством были предоставлены гарантии Республики Дагестан ООО «Дагагрокомплекс» в объеме 1,8 млрд. рублей для привлечения кредитных средств и приобретения сельхозтехники в лизинг и ООО «Мараби» в объеме 70,5 млн. руб. для строительства завода по производству напольной плитки и керамического   гранита. Государственные гарантии Российской Федерации 000 «Мараби» в 2013 году составили 493,4 млн. рублей.

 

Республика принимала участие в реализации 24 государственных программ и ФЦП. На финансирование программных мероприятий республики из федерального бюджета поступило 16,2 млрд. рублей, из республиканского - выделено 8,8 млрд. рублей. В текущем году предполагается участие в 32 программах (8 государственных программ РФ и 24 ФЦП). Объем финансирования в 2014 году из федерального бюджета составит 19,1 млрд. рублей, что на 18,3% больше, чем в 2013 году.

 

Руководителям органов исполнительной власти республики необходимо активизировать работу по привлечению федеральных инвестиций и расширению участия республики в государственных программах Российской Федерации и ФЦП.

 

За прошедший период 2014 года инвестиции в основной капитал составили 15 млрд. рублей, что на 5% больше уровня соответствующего периода 2013 года, до конца года объем инвестиций планируется довести до 228 млрд. рублей, с ростом на 16,2% к уровню 2013 года. Для достижения данного показателя необходимо дальнейшая реализация мероприятий в рамках приоритетного проекта развития «Инвестиции в Дагестан». Органам исполнительной власти следует обеспечить максимально возможную представленность республики в инвестиционных программах государственных компаний и государственных корпораций (ОАО «Газпром», ОАО «РусГидро», ОАО «Роснефть», ООО «Лукойл», ОАО «РЖД»).

 

Следует   продолжить   работу   по   созданию   положительного имиджа региона для привлечения инвестиций, в том числе за счет частных внебюджетных источников, при участии выходцев из Дагестана.

 

Объем      работ,      выполненных      по      виду      деятельности «строительство», за    2013  год составил  88,4  млрд. рублей и увеличился     по     сравнению     с     соответствующим     периодом предыдущего года на 8,6% (По РФ снижение на 1,5%, а СКФО рост на 1,3%) . В расчете на одного жителя показатель достиг 29,9 тыс. рублей при сложившихся значениях в целом по России - 41,2 тыс. руб., по СКФО - 19,2 тыс. рублей. На 2014 год объем работ планируется в размере 109 млрд. рублей, или116,7% к уровню 2013 года.

 

В сфере строительства для достижения запланированных показателей ответственным органам исполнительной власти необходимо продолжить реализацию инвестиционных проектов в области промышленности строительных материалов и оказывать содействие в организации высокотехнологичных и инновационных производств. Необходимо активизировать работу по созданию кластера строительных материалов, с применением имеющегося в республике сырья.

 

За счет всех источников в 2013 году финансирования введены 1 миллион 536 тыс. кв. м общей площади жилья, с ростом к 2012 году на  7%  (по   СКФО  - 2,6%).  В  результате  общая  площадь  жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, выросла с 16,9 кв. м в 2012 году до 17,3 кв. м. в 2013 году. Для достижения планового показателя 2014 года (1610 тыс. кв. м общей   площади   жилья)   Правительству   совместно   с   органами местного самоуправления предстоит продолжить работу по учету и своевременному     представлению     в     органы     государственной статистики отчетности по вводу жилья.

 

В   рамках   Республиканской   инвестиционной   программы   в прошлом году построены 24 детских сада, введены в эксплуатацию 15 объектов общего образования, 31 объект здравоохранения, в том числе  24  ФАПа,  85    км  водопроводных  сетей. Завершена реконструкция первой очереди стадиона «Труд». Построено 239 км газопроводов, в результате более четырех тысяч хозяйств населения стали пользоваться природным газом. В текущем году на реализацию программы предусмотрено 7,3млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 3,2 млрд.рублей. Планируется ввести 15 объектов общего образования, 11 детских садов, по 4 объекта здравоохранения и водоснабжения, 7 артезианских скважин, 121,7 км газовых и 93,8 км водопроводных сетей.

 

Значительное внимание уделялось развитию дорожного хозяйства республики, на господдержку которого  было выделено более 4 млрд. рублей, в том числе 71,7 млн рублей за счет средств федерального бюджета и 3,9 млрд рублей за счет средств республиканского бюджета РД (регионального дорожного фонда РД). По  итогам  2013  года в  рамках мероприятий  по  господдержке дорожного хозяйства РД введены в эксплуатацию  8 мостов общей протяженностью 165,8 погонных метров, а также 21,19 км автомобильных дорог, отремонтировано 349,4 км дорог и 2 моста.

 

Особое внимание в республике всегда уделялось  развитию малого и среднего предпринимательства. В 2013 году на поддержку малого и среднего предпринимательства было направлено 336 млн рублей. Приоритетными направлениями государственной поддержки являлись развитие бизнес-инкубаторов, микрофинансирование, лизинг, предоставление грантов. Субъектам предпринимательства за 2013 год выдано 377 микрозаймов на сумму 284,2 млн рублей; оказано содействие в создании 404 рабочих мест. Оказана грантовая поддержка  более  600 предпринимателям из пятидесяти муниципальных образований республики, более половины из которых являются сельхозтоваропроизводителями (семейные подворья). Следует продолжить создание благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства и обеспечивать добросовестную конкуренцию среди них.

 

За 2013 год оборот субъектов малого и среднего предпринимательства составил 187,4 млрд. рублей, с ростом к 2012 году на 4,3%. Утверждены целевые индикаторы для создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности; внедряется Стандарт деятельности органов исполнительной власти республики   по    обеспечению    благоприятного    инвестиционного климата. Разработаны методические рекомендации по внедрению оценки регулирующего воздействия, с января 2014 года проекты правовых актов подвергаются оценке регулирующего воздействия на предмет наличия избыточного регулирования.

 

Несмотря   на   принимаемые   меры   поддержки   со   стороны Правительства, численность работающих в этом сегменте снижается (55072 в 2013 году против 58372 в 2012 году). Нам необходимо проанализировать происходящие в этой сфере процессы и принять надлежащие меры.

В доходах и уровне жизни населения республики в отчетном году     произошли     определенные     положительные     изменения. Среднемесячные денежные доходы в расчете на одного жителя составили 21688,4 руб. Среднемесячная заработная плата работников возросла по сравнению с 2012 годом на 25,4 процента и составила 17135 рублей. В 2014 году ожидается ее рост до 19430 рублей. В рамках реализации мероприятий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» продолжится увеличение средней заработной платы в здравоохранении, образовании, в социальной сфере и культуре.

 

Предусматриваются меры по повышению заработной платы, в том числе за счет реализации мероприятий по созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест и повышению производительности труда.

 

В   последние   годы   много   сделано   в   области   культуры, образования и здравоохранения. Как уже сказано, в строй введено немало объектов по этим направлениям. Но, к большому сожалению, по основным показателям социального развития сохраняется значительное отставание. Это и невысокая обеспеченность больничными койками, которая составляет 70 коек на 10 тыс. населения (в целом по РФ 94 коек); это и высокий удельный вес учащихся, обучающихся во вторую смену, - около 30 процентов (по РФ - 13,8%). В республике - низкий охват детей дошкольными образовательными учреждениями, который практически в 2,5 раза ниже среднероссийских значений (по РД - 24,9%, по РФ - 60,6%).

 

Такие диспропорции требуют от Правительства республики принятия решительных мер по улучшению ситуации для опережающего комплексного развития республики.

 

Основные усилия в области образования были направлены на повышение доступности качественных услуг в сфере дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение уровня профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов, развитие инфраструктуры, ресурсного обеспечения системы образования Республики Дагестан.

 

В рамках проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования дополнительно введено 6461 мест, при этом за счет строительства в 2013 году введено 1230 мест, за счет реконструкции - 375 мест, а также 4800 мест - за счет расширения имеющихся зданий дошкольных образовательных учреждений.

 

Проведена работа по созданию базовых учреждений профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, повышению квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей учреждений профобразования. Проведены проверки образовательных учреждений НПО и СПО.

 

С целью получения объективных данных о состоянии очередности в дошкольные образовательные организации, а также обеспечения прозрачности ведения очередности Министерством образования, науки и молодежной политике РД введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Электронный детский сад». С 1 апреля 2014 года она работает в полном объеме.

 

В 2013 году на реализацию государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республиканском бюджете РД были предусмотрены средства в сумме 143 793 тыс. рублей, из федерального бюджета в виде субсидии выделено 74 129,6 тыс. рублей, что позволило бы обеспечить жильем 277 человек из числа лиц вышеназванной категории. Однако в ряде муниципальных образований не освоены денежные средства, выделенные в 2013 году, в размере 109 млн рублей, соответственно, не приобретено жильё 112 детям-сиротам. Между тем, это одна из наших наболевших проблем, на ее решение в этом году необходимо направить максимум усилий, так как количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, неуклонно растет, и в 2014 году составляет уже 1740 человек.

 

Серьезная работа проведена и в целях объективного проведения в республике ЕГЭ. Создана рабочая группа по подготовке к проведению Единого государственного экзамена в 2014 году. Оптимизирован кадровый состав председателей и заместителей председателей предметных комиссий, экспертов, уполномоченных представителей Государственной экзаменационной комиссии, руководителей и организаторов пунктов проведения экзамена. Исходя из результатов анализа нарушений прошлых лет, была проделана большая работа над ошибками, что позволяет надеяться на объективную сдачу ЕГЭ в 2014 году.

 

В 2013 году нам удалось добиться значительных успехов по ряду показателей в области здравоохранения. Так, отмечена самая низкая в истории здравоохранения Дагестана младенческая смертность. Показатель удалось снизить с 15,2%о в 2012 г. до 12,7 %о (на 16,4%). Показатель перинатальной смертности за 2013 г. составил 11,7%о при 13, 4%о в 2012 году. Проведена большая работа по диспансеризации населения. В 2013 году охвачено диспансеризацией 539774 чел. определенных групп взрослого населения (89,1% от подлежащих на год). Это один из лучших показателей среди субъектов Российской Федерации. Проводимые оздоровительные мероприятия позволили в 2013 году снизить общую смертность на 3,4%. Снизились показатели инвалидность взрослого населения с 66,9 в 2012 г. до 64,6 на 10 тыс. взрослого населения, детей - с 39,3 до 37,7.

 

В рамках привлечения молодых специалистов на работу в село по программе «Земский доктор» с компенсационными выплатами 1 млн. рублей в 2013 году направлен в сельские медицинские учреждения 151 человек, за 1 кв. 2014 года – 28.

 

Много лет не решался вопрос строительства Республиканского перинатального центра. Благодаря проведенной работе, в том числе с федеральными органами исполнительной власти, этот вопрос был решен. На второе полугодие 2014 года в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Дагестан на 2011-2016 годы предусмотрена подготовка территории под начало строительства перинатального центра в г. Махачкале.

 

В преддверии Года культуры большое внимание уделялось развитию культуры в республике, особенно благодаря реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан «Человеческий капитал» («Культура и культурная политика Дагестана») и «Бренд нового Дагестана». В целях   интеграции республики в российское и международное культурное пространство прошли Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские Ассамблеи», Международный фольклорный фестиваль стран Прикаспийского региона «Каспий берега дружбы», Международный культурно-исторический фестиваль «Дербент - перекрёсток цивилизаций», Международный фестиваль исполнителей на народных инструментах «Играй, душа!», Международный фестиваль «Белые журавли» в рамках  празднования 90-летия народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.

 

Состоялись успешные выступления наших хореографических коллективов на  международных фестивалях. Главным культурным событием 2013 года стали торжества в связи  с 90-летием со дня рождения Р. Гамзатова. Были организованы такие значимые мероприятия, как Форум друзей Расула Гамзатова, концерт мастеров искусств в Кремлевском Дворце съездов, конкурс поэзии, юбилейные торжества в Махачкале и муниципальных образованиях республики, различные выставки. Впервые прошел фестиваль традиционной народной культуры «Цамаури», посвященный 200-летию вхождения Дагестана в состав Российского государства и 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова.

 

За 2013  год и прошедший период 2014 года в республике создано 27 Центров традиционной культуры    народов России, до конца 2014 года будет создано ещё 13 подобных центров. Важным индикатором экономического самочувствия республики выступает    уровень     инфляции,     которая    в     отчетном    году на 3 процентных пункта ниже, чем в 2012 году (104,4 % против 107,4 %), и ниже средних значений по РФ (106,5%) и СКФО (106,1 %).

 

Ситуация на рынке труда оставалась относительно стабильной и характеризовалась снижением безработицы. В результате принятых мер по содействию занятости населения уровень зарегистрированной безработицы составил 2,1%, уменьшившись по сравнению с 2012 годом на 0,2%. Уровень безработицы в соответствии с методологией Международной организации труда составил 11,6% экономически активного населения.

 

Правительством республики придается важное значение повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг. В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 601 к 2015 году не менее 90 процентов граждан должны иметь доступ к предоставлению услуг по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах. Государство становится сервисно-ориентированным, и главная задача чиновников - обеспечить качественное и своевременное предоставление услуг населению.

 

В этой связи мы развиваем сеть филиалов Республиканского МФЦ. Сегодня многофункциональные центры действует уже в 13 муниципальных  образованиях, которые оказывают населению более 180 видов государственных и муниципальных услуг. За прошлый год было оказано более 100 тысяч услуг, а за текущий период 2014 года только филиалами Республиканского МФЦ уже оказано населению около 18 тысяч услуг. В течение 2014 – 2015 годов необходимо открыть в городах и районах еще дополнительно 42 многофункциональных центров.

 

В завершение доклада я бы хотел отметить, что достигнутые показатели недостаточны для ускоренного социально-экономического развития республики. Мы находимся в очень сложном положении, когда необходимо решать множество системных, накопленных десятилетиями проблем. И необходимо вырабатывать  новые   подходы   к   решению   этих   вопросов   в соответствии с теми задачами, которые перед Правительством ставит Глава республики.

 

В частности органам исполнительной власти республики необходимо обеспечить: безусловное выполнение показателей (индикаторов) социально-экономического развития Республики Дагестан на 2014 год; проведение работ, направленной на исполнение соглашений о взаимодействии и обмене информацией, заключенных между органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан для организации работы по расширению налоговой базы по имущественным налогам, выявлению и постановке на налоговый учет лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность; реализацию приоритетных проектов развития Республики Дагестан на 2014 год.

 

Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан следует принять меры по обеспечению достижения прогнозных значений показателей (индикаторов) социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан на 2014 год, установленных соглашениями между Правительством Республики Дагестан и муниципальными районами и городскими округами Республики Дагестан; утвердить планы мероприятий по реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан на 2014 год и обеспечить их выполнение».

 

Комментируя выступление Председателя Правительства РД, Рамазан Абдулатипов подчеркнул, что многие вопросы не доведены до соответствующих министерств,  ведомств, муниципальных образований. Не выполнено и большинство поручений Главы РД. 

 

«Компаниям «Нафта-Москва» и «Сумма» совместно с Махачкалинским морским портом предстояла работа по модернизации портового хозяйства. Однако по этому вопросу почти ничего не сделано. Правительству республики нужно заниматься этими вопросами совместно с федеральными профильными министерствами. Более того, Правительству было поручено проработать вопрос о воссоздании дагестанской авиакомпании, которую  в свое время угробили. Ничего не сделано и в плане модернизации пассажирских перевозок авиационным, железнодорожным, автомобильным транспортом.

 

Минторгинвесту РД было поручено на законодательном уровне закрепить право первоочередной реализации продукции дагестанских производителей и право их участия в торгах. Главам муниципалитетов надо прослеживать закупку качественной местной продукции по линии организации питания в детских садах, школах и больницах», - отметил Р. Абдулатипов.

 

Глава Дагестана также заявил, что неоправданно затягивается создание системы переработки хозяйственно-бытового, строительного мусора. Было отмечено, что и руководители муниципалитетов не выполняют поставленные перед ними задачи по санитарному, экологическому обустройству территорий. В этой связи Минприроды РД было дано соответствующее указание.   

 

Затем Глава республики озвучил результаты работы муниципалитетов по актуализации сведений о земельных участках и объектах капитального строительства, которая ведется в рамках приоритетного проекта развития Республики Дагестан  «Обеление экономики» и, как было отмечено, ведется она не на должном уровне. Особые замечания были сделаны главам муниципальных образований, у которых показатели составили менее 50%; им было поручено в ближайшие три месяца исправить ситуацию.  «Если руководитель муниципалитета не может изыскать возможность, средства на эти цели, пишите заявления об уходе. Районы не должны страдать из-за вашей неспособности руководить!», - заявил Глава Дагестана.

 

Перейдя к оценке деятельности Минсельхозпрода РД, Р. Абдулатипов отметил, что необходимо поднимать урожайность зерновых,  в Дагестане она самая низкая в России, самым низким остаётся и удельный вес племенного хозяйства. Глава Дагестана выразил неудовлетворенность в связи с тем, что до сих пор не работает рыбохозяйственный комплекс: «Уничтожена отрасль, и ничего не сделали, чтобы вытащить ее из этого состояния. Федеральное агентство готово помогать, но этим не воспользовались. Подчеркиваю, каждая зарабатываемая в республике копейка должна быть на налоговом учете».  

 

Р.Абдулатипов дал ряд указаний и Мингосмущества РД.

 

В рамках заседания Глава Дагестана поручил Правительству РД совместно с Парламентом обсудить вопросы использования земельных и природных ресурсов. Секретарю Совета Безопасности РД М.Баачилову и заместителю Председателя Правительства РД Рамазану Джафарову поручено серьезно заняться народными ополченцами. Глава РД также указал на необходимость  ускорить подготовку соответствующего документа Правительства о расширении города Махачкалы. Было отмечено, что без  визы Председателя Народного Собрания РД, Премьер-министра РД и Руководителя Администрации Главы и Правительства РД главы муниципалитетов не должны уходить в отпуск.    

 

Глава республики дал конкретные поручения по линии Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, в том числе: оказать всемерное содействие главам Махачкалы и Каспийска для того, чтобы завершить работы по строительству Махачкалинско-Каспийской агломерации; совместно с органами МСУ завершить до конца 2014 года работы по утверждению муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, организовать эффективную работу по подготовке   и переподготовке  кадров для работы в жилищно-коммунальном секторе; усилить контроль за соблюдением органами МСУ законодательства о градостроительной деятельности; навести порядок в формирования фонда аварийного жилья. Глава республики также заявил о необходимости формирования урбанистической культуры дагестанцев. В качестве замечания к работе министерства было указано на отсутствие заявки республики на 2014 год в фонд ЖКХ и утвержденного  генерального  плана  г. Махачкалы, на недостаточный уровень контроля за соблюдением органами МСУ законодательства о градостроительной деятельность и представленностью республики в отраслевых ФЦП.

 

Р. Абдулатипов  обратил внимание на необходимость развития  научно-технического и инвестиционного потенциала республики, дав ряд поручений  Министерству промышленности, транспорта и энергетики РД, в том числе   по строительству  Гоцатлинской ГЭС, а также отметил необходимость разработки эффективной энергетической программы Республики Дагестан. 

 

Глава республики обратил особое внимание на вопросы реструктуризации долгов за потребленную энергию, а также на необходимость текущих выплат: «Работу надо проводить каждодневно, надо встречаться с гендиректором ОАО «Российские сети» О. Бударгиным, подключать постпредство Республики Дагестан при Президенте РФ,  депутатов  Госдумы от Дагестана, то есть оказывать всемерное содействие в решении и данных серьезных и сложных вопросов».

 

Затронув вопросы нефтегазового комплекса, Р.Абдулатипов призвал:  «Управляйте эффективно энергоресурсами республики. Нефтегазовая отрасль -  это отрасль, которая должна зарабатывать средства на республику, а не получать их из федерального бюджета».

 

Характеризуя  состояние народных промыслов, Глава Республики отметил: «Народные промыслы надо развивать в соответствии с современными рыночными условиями. Эта отрасль ни в коем случае не должна быть убыточной».

 

Было отмечено и отставание в системе автотранспортного развития: «В 2012 году грузооборот составлял 103%, в 2013  - 98%, по  пассажирообороту  рост - всего на 5 %. Мы не контролируем транспортные потоки, не оказываем качественные услуги населению». Также прозвучали замечания по вопросам реконструкции Махачкалинского аэропорта. 

 

По словам Главы Дагестана, кризисная ситуация сложилась на заводе «Дагдизель» в части  исполнения гособоронзаказа. В этой связи Р. Абдулатипов  дал поручение руководству предприятия и отрасли выявить причину создавшегося положения, наладить контакты с заводами-поставщиками и работать в режиме, необходимом для нормального функционирования предприятия.

 

 Министерству связи и телекоммуникаций Республики Дагестан  было дано поручение завершить работы по налаживанию электронного документооборота, а также организовать эффективную работу  МФЦ в городах республики: «Надо формировать у населения электронную культуру. Люди должны понимать, что таким образом лучше, легче и оперативнее вести документооборот.  Сегодня у нас господствует формализм – приехали, открыли МФЦ, перерезали ленточку и уехали. А как эта работа насыщается содержанием, вас уже не волнует. Так дальше работать нельзя! Надо принимать закон «Об информатизации и информационных системах Республики Дагестан», создать единый реестр информационных систем», - подчеркнул Глава РД.

 

Перейдя к отрасли здравоохранения, Р.Абдулатипов отметил низкое качество поликлинической  работы: «Она у нас поставлена отвратительно. Нельзя, чтобы больной, чуть что, сразу ложился в больницу. Поликлиническая помощь должна быть эффективнее, доступнее и экономичнее для нашего населения». Кроме того, Глава РД отметил необходимость постоянно повышать квалификацию медицинских кадров с приглашением специалистов из Москвы. Не был обойдены вниманием и проявления коррупции в здравоохранении.

 

В сфере деятельности  Министерства  по национальной политике Республики Дагестан Глава республики выделил аспект, связанный с необходимостью уделять больше внимания работе с различными общественными организациями, а также активизировать подготовку республиканской программы по формированию гражданского общества. Было рекомендовано  ускорить подписание соглашения по Новолакскому и Ауховскому районам.

 

Вернувшись к Министерству по управлению государственным имуществом,  Глава республики Р.Абдулатипов заявил, что годами затягивается вопрос ликвидационных мероприятий по госпредприятиям, по которым  Правительством РД принято соответствующее решение. Кроме того, руководителем республики был сделан акцент на отсутствии контроля за целевым использованием ГУПами закрепленного за ними государственного имущества.

 

Министерству юстиции РД было указано на отсутствие ощутимых результатов антикоррупционной деятельности,  несвоевременное приведение законодательства республики в соответствие с федеральным законодательством, а также - отсутствие постоянно действующего мониторинга федерального законодательства.

 

Оценивая деятельность Министерства финансов, Р.Абдулатипов отметил  необходимость повышать уровень эффективности работы с Министерством финансов  России улучшать налоговое администрирование, сокращать дефицит бюджета и т.д.

 

Глава Дагестана напомнил, что следует очищать школы от неэффективных директоров и учителей. «Нам надо максимально обновить школу. Если мы не возродим школу, мы не сможем возродить Дагестан.  И надо, чтобы мы, наконец, ушли от этого позора,  связанного со сдачей ЕГЭ в Дагестане», - указал Глава РД. Минобрнауки и молодежной политики также было поручено прослеживать ситуацию в вузах. Что касается работы с молодежью, то Глава Дагестана подчеркнул, что управление министерства по молодежной политике должно стать одним из эффективных в структуре ведомства и, более того, поднять его уровень.  

 

В ряду прочего, Р.Абдулатипов указал на необходимость оптимизации площадей, занимаемых министерствами и ведомствами: «Чиновники сидят в огромных отдельных кабинетах. Мы платим значительные суммы по арендным платежам.  Считаю, что во всех  министерствах и ведомствах необходимо рассадить многих чиновников, занимающих отдельные кабинеты, в отделы. От этого во всех отношениях будет только польза».

 

Было отмечено, что следует проводить более эффективную работу по различным направлениям постпредства Республики Дагестан при Президенте РФ: «Считаю, что нужно организовывать вечера дагестанской музыки, дагестанской культуры, больше работать с москвичами, пропагандировать в Москве дагестанскую культуру и позитивный имидж нашей республики», - подчеркнул Р. Абдулатипов.

  

Глава Дагестана, кроме того, обратил внимание глав муниципальных образований республики на необходимость систематической, активной работы по противодействию экстремизму и терроризму, больше внимания уделять работе с молодежью и общественностью городов и сел республики.

 

Затронув сферу деятельности Министерства труда и социального развития РД, Р.Абдулатипов в целом позитивно оценил результаты работы ведомства.   

В качестве приоритета в работе руководителей всех органов исполнительной власти Глава Дагестана назвал выполнение майских указов Президента РФ В. Путина.

Подняв вопросы, связанные с реализацией информационной политики, Р. Абдулатипов, в частности, отметил важность фундаментальной работы над содержанием программ РГВК «Дагестан» и ГТРК «Дагестан». «Надо, прежде всего, думать о контенте, о том, насколько передачи отражают те  преобразования, которые осуществляются в республике. Министерство печати и информации РД должно соответствующее  работать.  До многих людей еще не дошли наши проекты и планы, в том числе и до глав некоторых муниципалитетов.

 

Фактически не обращают внимание на государственное радио. Отсутствует  контроль за пресс-службами органов исполнительной власти. Нужно собирать пресс-службы министерств, ведомств, муниципалитетов и обучать их, разъяснить, какими методами нужно руководствоваться. Работа должна быть систематической, нужно максимально взаимодействовать с прессой.

 

Надо восстановить и переформатировать Дом печати, помогать главам администраций в информационной работе. Надо просвещать современное общество. Наши СМИ должны воспитывать людей - об этом говорит и Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин».

 

Р.Абдулатипов также отметил: «Министерство экономики и территориального развития проводит огромную работу. Текущие задачи  в целом решаются неплохо, однако надо улучшить работу по развитию территорий во взаимодействии с главами городов и районов, отслеживать складывающуюся там ситуацию. В целом министр - грамотный, но надо еще раз просмотреть фундаментальные вопросы – какая экономика нам нужна, и какую мы сможем выстроить. Необходимо усилить меры по реализации приоритетных проектов. Также надо использовать возможности института уполномоченных представителей Главы республики в территориальных округах Дагестана. Не у всех получается со мной связаться оперативно, связывайтесь с ними», - призвал Глава Дагестана.

 

Председатель Народного Собрания РД Х. Шихсаидов в своем выступлении остановился на вопросах организации эффективного налогообложения и наполняемости налоговой базы республики, проблемах природопользования и экологии, отдельных отраслей сельского хозяйства и промышленности. Кроме того, Х. Шихсаидов отметил необходимость более эффективной, работы всех глав министерств и их заместителей. «Надо более критично оценить свою деятельность, надо установить контроль за исполнением поручений, программ, постановлений. Я призываю всех вас к системной работе, ответственности и порядку», - сказал Х. Шихсаидов.

 

Подводя итоги заседания, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов отметил, что Правительству надо еще раз вернуться к Указу «Об ускоренном социально-экономическом развитии РД» и к сентябрю определить его новое содержание в зависимости от темпов и состояния развития республики.

 

«Надо до конца довести перечень показателей и критериев оценки руководителей органов государственной, в том числе исполнительной, власти республики. Самое главное наше достижение – то, что мы придали определенную динамику нашему развитию. Это означает, что мы можем дальше двигаться, развивать экономику и культуру Дагестана и достигать новых успехов. Для этого у нас есть все необходимое – великое государство и один из самых эффективных мировых лидеров во главе страны, мы показали на Олимпийских играх и в последующем, что способны решать грандиозные задачи. Это означает, что надо верить в себя, передавать эту веру другим и двигаться вперед, исходя из тех ресурсов, которые у нас есть.

 

Думаю, что темп выхода из кризиса мы определили. У нас сложилась хорошая команда – Председатель Народного Собрания, Председатель Правительства, Глава Администрации Главы и Правительства, многие вице-премьеры, большинство министров и глав районов и городов. От того, насколько мы сможем активно взаимодействовать, во многом зависит, насколько мы будем в состоянии умножить способности и потенциал республики для того, чтобы работать качественно и чтобы оказывать качественные услуги населению республики. Наш народ – очень благодарный, и он запомнит имена тех, кто будет хорошо работать. Имена остальных запомнят правоохранительные органы», - заключил Рамазан Абдулатипов.

 

По итогам заседания было принято Постановление Правительства РД.

После окончания расширенного заседания Правительства Глава республики вручил и.о. мэра г.Махачкалы Магомеду Сулейманову высшую награду республики "Орден за заслуги перед Республикой Дагестан".
"Магомед Валибагандович совсем недавно был назначен исполняющим обязанности мэра нашей столицы, он много лет работал на благо Дагестана, возглавлял город Избербаш, был Председателем Народного Собрания Республики Дагестан, руководил дагестанским отделением ФОМС. Эту награду он получает за его вклад в развитие республики", - заявил Рамазан Абдулатипов.

 

 

Управление пресс-службы и информации Администрации Главы и Правительства РД

 

 

Прочитано 1413 раз

Календарь

« Сентябрь 2016 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Дагестан